«

»

Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Министерство финансов Российской Федерации

Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности

Отчет за 2012 г.

Введение

В настоящем Отчете представлены обобщенные сведения о состоянии системы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации в 2012 г.

Настоящий Отчет составлен на основе сведений, представляемых ежегодно в Минфин России саморегулируемыми организациями аудиторов, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. При подготовке Отчета использованы также законодательные и иные нормативные правовые акты в области регулирования аудиторской деятельности, результаты анализа материалов проведенных в 2012 г. внешних проверок качества работы, экспертные оценки и мнения по вопросу организации и осуществления внешнего контроля качества работы, материалы обсуждений по данному вопросу на заседаниях Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа.

Система контроля качества работы

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимого ими аудита. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля установлены федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696.

Кроме того, аудиторские организации, аудиторы обязаны:

  • проходить внешний контроль качества работы;
  • участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, а также индивидуальных и иных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. По состоянию на 31 декабря 2012 г. в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов были включены сведения о следующих саморегулируемых организациях аудиторов — некоммерческих партнерствах: «Аудиторская палата России» (АПР), «Институт Профессиональных Аудиторов» (ИПАР), «Московская аудиторская палата» (МоАП), «Российская Коллегия аудиторов» (РКА), «Аудиторская Ассоциация Содружество» (ААС).

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, помимо саморегулируемых организаций аудиторов осуществляет также Росфиннадзор. Для целей настоящего Отчета под общественно значимыми организациями понимаются организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации и компании.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторскими организациями и аудиторами требований:

  • Федерального закона «Об аудиторской деятельности»,
  • стандартов аудиторской деятельности,
  • правил независимости аудиторов и аудиторских организаций,
  • кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы и требования к организации такого контроля установлены федеральным стандартом аудиторской деятельности ФСАД 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 16н. Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы определены саморегулируемыми организациями аудиторов.

Показатели контрольной деятельности за 2012 г.

В 2012 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Росфиннадзором и саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 5268 проверок, в том числе 974 проверки аудиторских организаций, 136 проверок индивидуальных аудиторов, 4158 проверок иных аудиторов. Данными проверками были охвачены свыше 20 % всех аудиторских организаций, 15 % всех индивидуальных аудиторов и 17 % всех иных аудиторов, которые участвовали (вели) в аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Росфиннадзор

В 2012 г. Росфиннадзор как независимый от аудиторской профессии орган приступил к исполнению государственной функции по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций. В 2012 г. такую услугу оказывали 1033 аудиторских организаций.

За год Росфиннадзором проведены 115 проверок, которыми были охвачены 11 % указанных аудиторских организаций. Проверки проводились во всех федеральных округах. Из общего количества проверок 98 % являлись плановыми, 2 % — проведены вне утвержденного плана в связи с поступившими в Росфиннадзор жалобами.

Количество штатных контролеров Росфиннадзора в 2012 г. составило 62 человека, в том числе 20 контролеров в центральном аппарате и 42 контролера в территориальных управлениях.

Проверками вскрыты многочисленные нарушения аудиторскими организациями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и федеральных стандартов аудиторской деятельности. Факты нарушений установлены в ходе 97 проверок из 115 проведенных. По результатам этих проверок Росфиннадзором приняты 103 решения о применении мер дисциплинарного воздействия:

  • 9 предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные нарушения;
  • 87 предупреждений о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности;
  • 5 предписаний саморегулируемым организациям аудиторов о приостановлении членства аудиторских организаций;
  • 2 предписания саморегулируемым организациям аудиторов об исключении аудиторских организаций из этих саморегулируемых организаций.

Кроме того, Росфиннадзором составлены 9 протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (по признакам уклонения аудиторских организаций от проведения проверок и за невыполнение в законный срок предписания, обязывающего аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам проверки нарушения).

Доля проверок, по итогам которых Росфиннадзором приняты меры дисциплинарного воздействия, в общем количестве проведенных им проверок аудиторских организаций составила в 2012 г. 84 % (в саморегулируемых организациях аудиторов – 9 %). Начатая Росфиннадзором контрольная деятельность оказывает существенное дисциплинирующее воздействие на субъекты аудиторской деятельности, способствует повышению надежности финансовой информации и укреплению доверия к ней пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Саморегулируемые организации аудиторов

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов, характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных аудиторских организаций — членов   саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве аудиторских организаций    - членов, %

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

АПР

304

215

26

19

ИПАР

88

101

30

33

МоАП

625

260

57

24

РКА

212

109

28

14

ААС

169

174

23

23

По сравнению с 2011 г. количество проведенных в 2012 г. саморегулируемыми организациями аудиторов внешних проверок качества работы аудиторских организаций сократилось на 30 %. Рост количества проведенных проверок имел место лишь в ИПАР и ААС.

Как и ранее, большинство внешних проверок качества в 2012 г. проведено саморегулируемыми организациями аудиторов в малых аудиторских организациях. В то же время в отчетном году доля проверенных  ими аудиторских организаций, которые проводили аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций, возросла на 12 процентных пунктов и составила 34 %. Проверками были охвачены аудиторские организации, расположенные во всех федеральных округах.

Из общего количества внешних проверок качества работы 99 % являлись плановыми, 1 % — проведены вне утвержденных планов, в том числе на основании поступивших в саморегулируемые организации аудиторов жалоб.

В 2012 г. саморегулируемыми организациями аудиторов проведена 831 проверка соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (1453 – в 2011 г.), а также 829 проверок исполнения аудиторскими организациями требований по противодействию коррупции (1427 – в 2011 г.). Все проверки по указанным вопросам проводились в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

В 2012 г. отмечены 122 случая уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы. По сравнению с 2011 г. количество таких случаев возросло на 21 %. Они имели место во всех саморегулируемых организациях аудиторов: АПР – 13 случаев, ИПАР – 9, МоАП – 92, РКА – 6, ААС – 2.

Количество внешних проверок качества работы индивидуальных аудиторов, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов, приведено в следующей таблице:

Саморегулируемая организация

аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных индивидуальных аудиторов — членов   саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве индивидуальных аудиторов   — членов, %

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

АПР

12

28

9

19

ИПАР

9

9

7

9

МоАП

88

45

70

33

РКА

28

30

13

16

ААС

19

24

13

15

По сравнению с 2011 г. количество проведенных в 2012 г. внешних проверок качества работы индивидуальных аудиторов сократилось на 13 %, главным образом, за счет уменьшения числа таких проверок на 49% в МоАП.

Количество внешних проверок качества работы аудиторов (помимо индивидуальных аудиторов) по саморегулируемым организациям аудиторов характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных аудиторов — членов саморегулируемой   организации аудиторов, в общем количестве аудиторов – членов,%

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

АПР

2076

1299

31

19

ИПАР

482

569

20

23

МоАП

2490

1211

48

23

РКА

679

439

22

14

ААС

754

640

28

23

По сравнению с 2011 г. количество проведенных в 2012 г. внешних проверок качества работы указанных аудиторов сократилось на 36 %. Сокращение количества проведенных проверок имело место во всех саморегулируемых организациях аудиторов, за исключением ИПАР.

Как и в отношении аудиторских организаций, в 2012 г. отмечены 29 случаев уклонения аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы. По сравнению с 2011 г. количество таких случаев возросло более чем в 9 раз.

Расходы саморегулируемых организаций аудиторов на осуществление внешнего контроля качества в 2012 г. составили 42,3 млн. руб. или 19,0 % общих расходов этих организаций. По сравнению с 2011 г. совокупные расходы на осуществление внешнего контроля качества увеличились на 5,2 %, а их доля в общих расходах саморегулируемых организаций аудиторов сократилась на 1,7 процентных пункта. Увеличение расходов на осуществление внешнего контроля качества произошло в МоАП, РКА и ААС. В АПР и ИПАР указанные расходы сократились.

Совокупная величина компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 31 декабря 2012 г. составила 109,6 млн. руб. По сравнению с 2011 г. увеличение величины компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов имело место во всех саморегулируемых организациях аудиторов и достигало 77 %. Выплаты из компенсационных фондов саморегулируемыми организациями аудиторов в 2012 г. не производились.

В 2012 г. количество контролеров в саморегулируемых организациях аудиторов составило 807 человек, в том числе 18 штатных контролеров в АПР, МоАП и ААС. Однако в осуществлении внешнего контроля качества работы фактически принимали участие лишь 346 контролеров саморегулируемых организаций аудиторов или 43 % их общего количества.

В 2012 г. 840 аудиторов прошли обучение по программам повышения квалификации, связанным с внешним контролем качества работы (1915 – в 2011 г.).

Результативность деятельности контролеров качества саморегулируемых организаций аудиторов характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая   организация аудиторов

Количество   контролеров качества, фактически принимавших участие в осуществлении внешнего   контроля качества работы

Количество всех   проверок, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего   участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

Количество   аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, приходящихся на одного   контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего   контроля качества работы

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

АПР

217

138

11,0

11,2

6,0

9,1

ИПАР

20

23

29,0

29,5

21,1

17,1

МоАП

128

59

25,0

25,7

9,5

20,5

РКА

48

42

19,1

13,8

20,4

22,9

ААС

88

84

10,7

10,0

9,9

10,9

По результатам проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов в 2012 г. проверок внешний контроль качества работы прошли 801 аудиторская организация и 133 индивидуальных аудитора (93,9 % от общего количества проверенных саморегулируемыми организациями аудиторов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов).

Меры дисциплинарного воздействия приняты саморегулируемыми организациями аудиторов по результатам 75 проверок. Эти меры приняты к 1136 аудиторским организациям и 923 аудиторам.

Меры дисциплинарного воздействия, принятые в 2012 г., характеризуются следующими данными:

Контролирующий   орган

Принятые   меры дисциплинарного воздействия (А – аудиторы, АО – аудиторские организации)

Предписания,   обязывающие устранить нарушения

Предупреждения   о недопустимости нарушений

Штрафы

Приостановление   членства в саморегулируемой организации аудиторов

Исключение   из членов саморегулируемой организации аудиторов

Иные   меры воздействия

А

АО

А

АО

А

АО

А

АО

А

АО

А

АО

АПР

0

0

6

5

3

0

0

0

9

15

0

0

ИПАР

113

19

3

24

1

9

39

28

0

19

0

0

МоАП

14

133

430

441

0

2

9

29

52

20

0

0

РКА

20

13

33

9

0

0

33

4

0

2

0

0

ААС

1

3

12

73

0

1

0

6

100

8

45

176

В ходе проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» нарушения выявлены не были.

Недостатки, выявленные системой внешнего контроля качества работы

Наиболее существенные недостатки в работе аудиторских организаций и аудиторов выявлены проведенными в 2012 г. проверками, а также отмечены экспертами по вопросам аудиторской деятельности в следующих областях:

  • организация и осуществление внутреннего контроля качества работы;
  • проведение аудита бухгалтерской отчетности;
  • составление аудиторского заключения;
  • независимость и профессиональная этика.

Анализ результатов проведенных проверок, а также экспертных мнений позволяет считать данные недостатки типичными, требующими особого внимания со стороны аудиторских организаций и аудиторов. При этом многие недостатки отмечаются на протяжении ряда лет.

Организация и осуществление внутреннего контроля качества работы

С точки зрения соблюдения требований федеральных стандартов аудиторской деятельности в части организации и осуществления внутреннего контроля качества работы, выявлены следующие наиболее существенные недостатки:

  1. отсутствие факта или документального свидетельства осуществления внутреннего контроля качества работы (ФПСАД № 34);
  2. формальный подход к осуществлению внутреннего контроля качества работы (ФПСАД № 34);
  3. отсутствие установленных процедур внутреннего контроля качества работы, предусмотренных федеральными стандартами аудиторской деятельности (ФПСАД № 34);
  4. недостаточная информированность сотрудников аудиторской организации об установленных процедурах внутреннего контроля качества работы (ФПСАД № 34);
  5. отсутствие контроля соблюдения этических требований участниками аудиторской группы (ФПСАД № 7).

Проведение аудита бухгалтерской отчетности

С точки зрения соблюдения требований федеральных стандартов аудиторской деятельности выявлены следующие наиболее существенные недостатки в проведении аудита бухгалтерской отчетности:

  1. низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторских файлов (ФПСАД № 2);
  2. отсутствие или недостаточность альтернативных аудиторских процедур при неполучении ответов на запрос о внешнем подтверждении; оставление без должного рассмотрения неурегулированных расхождений в данных аудируемого лица и данных внешнего подтверждения (ФПСАД № 18);
  3. низкий уровень планирования аудита (ФПСАД № 3);
  4. неадекватность принятого уровня существенности (ФПСАД № 4);
  5. отсутствие документов, обосновывающих величину аудиторской выборки (ФПСАД № 16);
  6. недостаточность принимаемых мер по оценке рисков существенного искажения информации (ФПСАД № 8);
  7. отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ФСАД 6/2010);
  8. отсутствие факта или документального свидетельства выполнения аудиторских процедур аудитором либо контроля со стороны аудитора за выполнением аудиторских процедур работниками аудиторской организации (ФПСАД № 7).

Составление аудиторского заключения

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федерального стандарта аудиторской деятельности ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» и других федеральных стандартов аудиторской деятельности выявлены следующие наиболее существенные недостатки в составлении аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица:

  1. отсутствие отдельных элементов аудиторского заключения, предусмотренных частью 2 статьи 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
  2. неисполнение требований к оформлению аудиторского заключения;
  3. ненадлежащее обозначение правил, в соответствии с которыми составлена бухгалтерская отчетность в аудиторском заключении;
  4. выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица в неустановленной форме;
  5. указание несущественных обстоятельств, которые оказывают или могут оказать влияние на достоверность бухгалтерской отчетности аудируемого лица;
  6. включение в аудиторское заключение информации, не предусмотренной установленными правилами.

Независимость и профессиональная этика

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодекса профессиональной этики аудиторов выявлены следующие наиболее существенные недостатки:

  1. отсутствие факта или недостаточность свидетельств рассмотрения угроз независимости и мер предотвращения таких угроз;
  2. отсутствие разработанных процедур, направленных на разрешение этических конфликтов и снижение риска потери независимости;
  3. несоблюдение требования периодической смены лица, ответственного за проведение аудита бухгалтерской отчетности;
  4. несоблюдение ограничений в отношении получаемого аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) вознаграждения.

Основные проблемы системы внешнего контроля качества

В 2012 г. Советом по аудиторской деятельности, Минфином России, Росфиннадзором и саморегулируемыми организациями аудиторов предпринимались меры по совершенствованию системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (см. приложение). Однако анализ функционирования этой системы продолжает свидетельствовать о наличии проблем в данной области. Среди них, в частности:

  1. уклонение аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы;
  2. уровень квалификации специалистов, занятых проведением внешних проверок качества, в том числе по вопросам противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  3. низкое качество планирования, организации и осуществления проверок;
  4. недостаточность ресурсного обеспечения саморегулируемыми организациями аудиторов подразделений, занимающихся внешним контролем качества работы аудиторских организаций, аудиторов; необходимость привлечения в них наиболее квалифицированных специалистов, в том числе на постоянной основе;
  5. эффективность мер дисциплинарного воздействия по результатам внешних проверок качества;
  6. необходимость неформального подхода к проведению внешних проверок качества;
  7. унификация подходов к осуществлению внешнего контроля качества в саморегулируемых организациях аудиторов;
  8. координация деятельности по осуществлению внешнего контроля качества саморегулируемых организаций аудиторов и Росфиннадзора;
  9. необходимость неформального рассмотрения поступающих жалоб на действия (бездействие) аудиторской организации, аудитора, в том числе путем проведения внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций, аудиторов и применения мер дисциплинарного воздействия в случае подтверждения указанных фактов.

Приложение к отчету

Реализация рекомендаций по совершенствованию системы внешнего контроля качества, предложенных в 2012 г.

В 2012 г. Советом по аудиторской деятельности, Минфином России, Росфиннадзором и саморегулируемыми организациями аудиторов проведена следующая работа по решению проблем системы внешнего контроля качества работы.

В 2012 г. Росфиннадзор приступил к исполнению государственной функции по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций. Данная деятельность независимого от аудиторской профессии органа направлена на повышение качества проведения аудита бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций. Это, в свою очередь, будет способствовать снижению рисков получения пользователями такой отчетности недостоверной информации о финансовом положении указанных организаций.

Проблемы организации и осуществления внешнего контроля качества систематически рассматривались на заседаниях Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа. Советом принят ряд рекомендаций по совершенствованию системы внешнего контроля качества. Разработан и одобрен порядок оценки деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Советом даны рекомендации Росфиннадзору по формированию плана по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций на 2013 г.

Саморегулируемыми организациями аудиторов предпринимались шаги по унификации подходов к осуществлению внешнего контроля качества работы своих членов.

С целью обеспечения гласности результатов внешнего контроля качества работы на официальном сайте Минфина России в Интернете размещен отчет «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2011 г.» (www.minfin.ru). Росфиннадзор на своем официальном сайте в Интернете (www.rosfinnadzor.ru) размещает информацию о результатах осуществляемых им мероприятий по внешнему контролю качества работы в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций. Саморегулируемые организации аудиторов на своих официальных сайтах в Интернете размещают информацию о результатах осуществляемых ими мероприятий по внешнему контролю качества работы в отношении своих членов.

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 г., изданных Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России и размещенных на официальном сайте Минфина России в Интернете, обращено внимание аудиторов на недостатки в проведении аудита, отмеченные в отчете «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2011 г.».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>